История появления джинсов

История появления джинсов

Вряд ли кто-то не согласится с фразой «Джинсы завоевали мир». Действительно, они повсюду и носят их практически все. Пожалуй будет полезно узнать немного информации об истории появления этого чудесного продукта цивилизации. Итак, начинаем.

Ив Сен-Лоран как-то сказал: «Я жалею лишь о том, что не я изобрел голубые джинсы. Они очень изумительно выглядят, практичны, удобны и так повседневны! Они очень выразительны и сдержаны, в них – зов пола и простота, словом, все, что бы мне хотелось иметь в одежде, которую я придумываю».

Джинсы… В них выросла вся Америка», их носит весь мир… Навряд ли сегодня есть хотя бы один предмет гардероба, который сравнится по популярности с джинсами. Их носят все — студенты и спортсмены, бизнесмены и политики, модели и звезды шоу-бизнеса. Они завоевали себе место практически в любом стиле — от субкультурных направлений до романтики и гламура…

Существует более 5 версий появления на свет джинсов. Основная версия связана с именем еврейского эмигранта из Баварии, Лейбы Штраусса (которого моряки прозвали Леви Страусcом), основавшим в Сан-Франциско собственную мастерскую по пошиву штанов для золотоискателей и горников. В 1853 году 24-летний Леви Страусc изготовил первую джинсовую одежду.

Как гласит легенда, благодаря стараниям своих братьев, 24-летний Леви оказался на улице, имея в своем распоряжении лишь рулон парусины, доставшейся по наследству от отца. Нищий и голодный, чтобы выжить в этом безумном мире Дикого Запада, он начал предлагать на улице свои услуги по пошиву палаток на заказ. Его призыв услышал какой-то подвыпивший работяга-золотоискатель и заметил, что «в добротных штанах и под деревом переночевать можно». Сам Леви раньше никогда не шил штанов, но часто наблюдал, как это делает его отец. Поэтому сын портного не растерялся, и, в результате, тот самый работяга стал первым обладателем джинсов от самого Леви Страусса! Цену он назначил достаточно высокую – 1 доллар и 20 центов. Леви не мог продешевить, ведь половину выручки он вынужден был отдать брату, который дал ему нитки и ножницы. К тому же работа того стоила. Это был первый опыт молодого портного, круто переменивший его жизнь и всю мировую моду в целом. Далее на портного посыпался просто шквал заказов — все хотели приобрести эти прочные, надежные и удобные штаны. В 1853 году, в Сан-Франциско, на улице Бэттери, Леви Страусс открыл свою мастерскую по пошиву штанов.

Изначально по своему крою она напоминала комбинезон, выполненный из коричневой палаточной или тентовой ткани. Наступило время, когда запасы палаточного брезента подошли к концу, и Леви Страуссу пришлось закупить во Франции очень плотную саржевую ткань синего цвета. Производили ее в Ниме, во Франции. Отсюда пошло название ткани denim (de Nimes — из Нима). Сшитые изделия из нового материала имели один существенный недостаток — под тяжестью самородков у комбинезонов из саржи часто рвались карманы. И довольно скоро (в 1870 году) фирма нашла выход из ситуации, укрепив карманы заклепками, изначально предназначавшимися для крепления конской сбруи.

Упомянутый материал отправлялся из порта Генуя, принадлежавшего Италии, поэтому на тюках с товарами ставили штамп «Genoese”, соответствующий пункту отправки. Американцы, получая прибывшие тюки, читали данную надпись на свой лад — как «Джинс».

Оригинальная идея с креплениями сразу понравилась не только золотоискателям, но и фермерам, лесорубам и ковбоям, и в 1873 году фирма «Levis» выпустила окончательный вариант прочных и комфортных Оригинальных Проклепанных Джинсов, который имел следующие характерные детали: приспособление для подгонки по талии, карман для часов, один задний карман с отсрочкой в форме арки и пуговицы для крепления подтяжек, без которых тогда не носили брюки. Далее – появляется двойная отстрочка по швам контрастными нитками. Кожаная нашивка с изображением пары лошадей, добавленная в1886 году, стала очередным отличительным знаком фирмы «Levis». Существует мнение, что появление этого лейбла связано с рассказом одного машиниста, который повествует о том, что однажды он вынужден был штанами связать между собой вагоны и таким образом доехать до станции. Он утверждал, что чудо-штаны вынесли это отчаянное испытание с легкостью.

Начиная с 1890 года, фирма «Levis» вводит номера моделей. Первым был 501, то есть именно тогда появились известные на весь мир джинсы «Levis 501».

Несмотря на то, что вскоре рудники Сан-Франциско иссякли, а, следовательно, золотоискателям там стало делать нечего, джинсы не только не стали менее популярными, а, напротив, интерес к ним возрос еще больше. В 30-е годы в кинотеатрах появились фильмы о ковбоях, неизменно носивших соблазнительные, обтягивающие джинсы. Таким образом, не только Голливуд, но и вес мир буквально влюбился в эту удобную, практичную и красивую одежду.

В течение века джинсы претерпели еще ряд изменений и нововведений.

1. В 1922 году для крепления поясного ремня добавлены шлевки, однако пуговицы для подтяжек сохранились.
2. В 1936 году пришивается отличительный красный ярлычок (red tab).
3. В 1937 году с задних карманов были удалены заклепки.
4. В период Второй Мировой войны джинсы «Levis» продавались только участникам военных действий, что практически сделало их военной формой США.
5. В 1954 году застежка «молния» — более удобная и практичная – постепенно вытеснила пуговицы на ширинке.
6. Наконец, в 1963 году название «комбинезон» было заменено на современное нам — «джинсы».

В 60-е годы XX века в джинсовой моде произошел настоящий переворот! Модельеры начали шить из денима не только штаны, но и плащи, рубашки, юбки, кепки, куртки и даже обувь. Примерно тогда же на джинсы обратили свое пристальное внимание хиппи. Будучи ценителями удобства и красоты, они начали украшать свою одежду из денима стразами, вышивками, бисером и нашивками. Их идеи не остались незамеченными, и вскоре сами производители джинсов стали таким же образом украшать свою продукцию.

А в конце 60-х Луи Ферро представил на подиуме широкой публике свои джинсы, полностью расшитые стразами. Его примеру последовали и другие кутюрье с мировым именем. Модельеры получили новое обширное поле для реализации своих творческих возможностей. Фасон пятикарманных штанов, придуманный Леви Страуссом практически сто лет назад, отошел на второй план. Экспериментировали не только с фасоном и внешним видом штанов, но и с самой тканью — ее вымачивали в кислоте, протирали почти до основания, резали тупыми ножницами, выбеливали области колен, ягодиц или передних областей бедер, даже расстреливали из ружья. Все эти «издевательства» изделия из денима вынуждены были терпеть ради воплощения идей ведущих дизайнеров мира, таких как Жан-Поль Готье, Александр Маккуин, Карл Лагерфельд и других.

Самый настоящий джинсовый бум начался, когда деним стали окрашивать во всевозможные цвета. А вслед за ним и нитки для прострочки тоже стали использовать различных цветов и оттенков. Впервые за столетнюю историю джинсов цвет индиго перестал быть единственным и неизменным. Творческая фантазия кутюрье стала просто безграничной.

В Европе джинсовая одежда получила свою популярность в конце пятидесятых. Первыми решилась продолжить дело Леви Страусcа компания «Lee Cooper» (Англия). В 60-е годы она стала крупнейшей фирмой по производству джинсов, где над новыми моделями трудились французские дизайнеры. Девизом этой компании стали слова, сказанные когда-то самим ее основателем: «Джинсы «Lee» — это джинсы, которые построили Америку».

Следующей стала выпускать джинсы немецкая фирма «Mustang», организованная в 1932 году. В 1953 были созданы первые женские джинсы, а в 1955 – первые вельветовые. Именно этой марке в 1961 году впервые удалось создать резиновые джинсы «stretch».

Третья по популярности марка джинсов — «Wrangler» — возникла в США, в 1947 году. Ее родоначальницей была торговая компания «BLUE BELL OVERALL Company”, джинсовая одежда которой предназначалась, в основном, для ковбоев, что сделало ее своеобразным символом «дикого» Запада. Популярную к тому времени марку стали называть «Американской Легендой», делая ее спонсором нескольких чемпионов мира по родео.

В 1930 году компания впервые применила технологическую новинку, благодаря которой, в ходе химико-механической обработки, джинсовая ткань не давала усадку после производимых покупателями стирок. Итак, в 1947 фирма «Wrangler» приобрела свою самостоятельность.

В 1948 году буква «W» стала символом компании, одновременно перекочевав на карманы брюк… С 1996 года эта известная марка рекламирует программу «Every Pair Tells A Story” («У каждой пары джинсов своя история»), что по мнению работников компании лишний раз подчеркивает индивидуальность и особенность каждого владельца джинсов. Отметим, что эта компания специализируется преимущественно на производстве мужских джинсовых изделий.

В 1957 году о джинсах узнали и в СССР. Они появились на Всемирном фестивале молодежи и студентов, сразу же завоевав сердца и умы советских людей всех возрастов. Юные москвичи были потрясены «потертостью» своих ровесников-иностранцев. Тогда-то и распространился в Союзе новый промысел — фарцовка. Понятно, что достать настоящие джинсы в те годы было очень сложно, но молодежь не могли остановить ни безумные цены, ни ужасное качество джинсов, которые предлагали советские фарцовщики. Торговля джинсами была в то время делом хоть и нелегальным, но обычным. Первые же, начала 60-х, советские фарцовщики рисковали не только деньгами и свободой, но и жизнью.

В США в 1969-м журнал American Fabrics напечатал статью, автор которой утверждал, что «история денима является отражением всей американской истории». А у нас была своя история, и штатовский деним был для советских властей как красная тряпка для быка, как инакомыслие, как правозащитники, как выступление на Красной площади во время чешских событий в 68-м. Когда в 1973-м весь мир отмечал 100-летие Levis, в стране пытались шить собственный аналог — «техасы», которые не терлись, никак не сидели и не держали форму.

В 80-х московские студенты учились отличать «родные» штаны от подделок и лежа влезали в штаны на размер меньше, а «выездные» моряки имели право привезти на родину три пары джинсов — четвертые провозили через таможню на собственном теле. И в том же Владивостоке, куда приходили суда, в рестораны не пускали людей в джинсах: вышибалы считали их рабочей одеждой.

Сейчас сложно найти человека, в гардеробе которого нет джинсов. Миллионы людей носят одежду из денима каждый день, она считается самой демократичной и удобной. А ведь когда-то пятикарманные штаны называли «одеждой рабов и золоискателей». История джинсов является ярким примером того, какой непредсказуемой и противоречивой может быть мировая мода, какие изменения она может претерпеть лишь благодаря изобретению одного, казалось бы, ничем не примечательного человека.

Добавить комментарий