История появления велосипеда

История появления велосипеда

Карачев, как известно, уже давно завоевал славу города велосипедов. Объясняется это прежде всего небольшим размером города. В таких условиях наиболее оптимальным и поистине народным видом транспорта стал велосипед. Вот и захотелось мне, как говорится, копнуть поглубже и узнать, когда же все-таки и кем был изобретен велосипед, а заодно и оставить небольшую заметку на нашем сайте. Да ,и не поленитесь оставить комментарии к этому материалу. Нам интересно узнать, что вы думаете по этому поводу. Кстати можете присылать ваши материалы и предлагать свои темы. Пишите на e-mail: admin@karachev-city.ru, либо используйте раздел сайта «Обратная связь».

Прежде чем велосипед приобрел современный вид, ему пришлось пройти долгий и трудный путь исканий, открытий и заблуждений. Мысль об изготовлении конструкции, состоящей из двух одноколейных колес, соединенных между собой рамой, приходила в голову многим изобретателям в разных странах и частях света. Считается, что первый велосипед появился в 1808 г. в Париже. Он состоял из деревянной перекладины, соединяющей два колеса. Руля и педалей у него еще не было. Ехать на нем можно было только сидя на перекладине и отталкиваясь от земли ногами. Спустя всего 5 лет лесничий из Германии Карл фон Драйз усовершенствовал эту конструкцию, сделав ее переднее колесо управляемым. Внес свою лепту в совершенствование велосипеда простой рабочий — медник Дальзель. Чтобы не отталкиваться от земли ногами, он придумал рычажную передачу на ось переднего колеса. Седок попеременно двигал эти рычажки руками, тем самым приводя в движение велосипед. Но руки оказались слабыми помощниками. Тогда Дальзель заменил рычажки педалями для ног. Данное усовершенствование привлекло внимание к конструкции фабрикантов, которые увидели в ней оригинальную детскую игрушку. Они сделали его трехколесным, добавив для устойчивости сзади еще одно колесо. Но по- прежнему велосипед был редким. Делали его из дерева.

Велосипед, полностью выполненный из стали, появился в Европе в 1865 г. Его сконструировали французские механики Мишо и Лальман. Единственными деталями из дерева оставались колеса, которые были обтянуты железным ободом. В первое время переднее колесо изготавливалось больше заднего. Его диаметр достигал 1,6 м, а велосипед из-за этого получил название «Паук». Масса таких велосипедов достигала 35 кг, скорость же составляла 12-20 км/ч. По свидетельству современников было далеко не простым делом не только садиться на него, но и ехать.

Еще одно усовершенствование внес в 1869 г. англичанин Коупер. Им были применены шариковые подшипники, которые давали возможность существенно облегчить ход велосипеда.

Почему на велосипеде долгое время переднее колесо было больше заднего? Во- первых, для увеличения скорости движения, так как чем больше диаметр колеса, тем меньше оборотов ему нужно совершать. Во-вторых, так можно было уменьшить тряску. Но если постоянно увеличивать диаметр переднего колеса…- посудите сами. В конце концов, стало трудно дотягиваться до педалей, расположенных на нем. Велосипед как бы заехал в тупик. Ездить на нем становилось все опаснее. Любой наезд на препятствие — и велосипедист, теряя равновесие, опрокидывался вперед и летел через колесо головой вниз. Устранить этот недостаток помогло появление в 1884 г. велосипеда с двумя низкими одинаковыми колесами, длинной рамой и цепной передачей на ось заднего колеса. Новая конструкция велосипеда получила название «бицикла». Он был куда безопаснее своих предшественников.

Велосипед постепенно завоевывает «место под солнцем». Хотя не обошлось без курьезов. Многие отнеслись к велосипеду враждебно, езду на нем считали вредным для здоровья, вводились приказы, запрещающие езду на нем.

К концу XIX столетия велосипед — модное транспортное средство. Повсюду возникают велосипедные общества, начинают издаваться специальные журналы. Этими же обществами были установлены первые предупреждающие дорожные знаки — щиты с надписями типа «Велосипедист, осторожно». В Париже от Триумфальной арки была устроена, по-видимому, самая первая велосипедная дорожка со знаком «Дорога для велосипедистов». На велосипедах стали устраивать соревнования.

Плохие дороги, жесткие ободья колес долгое время не давали того удобства в поездке, которые испытывает современный велосипедист. Недаром велосипед долгое время называли «костотрясом». Чтобы как-то устранить этот недостаток, вместо железных ободьев на колеса были надеты сплошные резиновые шины. Для облегчения велосипеда колеса стали делать со спицами из прочной проволоки, а раму из труб.

Совершенствование велосипедной шины связывают обычно с именем шотландского врача-ветеринара Джона Бойда Данлопа, хотя сходное решение было предложено до него. Наполненные воздухом резиновые шланги он надел на колеса велосипеда своего сына. Ход велосипеда стал легким, и он перестал увязать в земле. С тех пор на велосипеде начали широко применять пневматические шины. Еще одно усовершенствование сделал в 1897 г. французский инженер Моро, который сконструировал втулку со свободным ходом. Это дало возможность не крутить педали все время, а, разогнавшись или спускаясь с горы, остановить педали и отдохнуть. Ездить на велосипеде стало куда легче. Велосипед становится популярным и доступным широким слоям общества. В 1901 г. только в одной Германии было изготовлено полмиллиона велосипедов.

ВЕЛОСИПЕД В РОССИИ

…Это событие произошло в Москве летом 1880 г. Прохожие стали свидетелями необычного «циркачества». Человек, без особого труда удерживая равновесие, совершал поездку на велосипеде. Все удивлялись необычному экипажу, у которого переднее колесо было намного больше заднего, а соединялись они между собой кривой рамой с сиденьем с кистями. Велосипедист спокойно крутил педали, прикрепленные к переднему колесу. Скопление народа, конных повозок, чьи седоки остановились посмотреть на необычное транспортное средство, вызвали неудовольствие полицмейстера города. На следующий день вышло указание запретить езду на велосипеде по улицам Москвы, так как это, якобы, пугает лошадей и людей. Во многих крупных российских городах был установлен запрет на езду на велосипедах. Но прогресс не остановить, вскоре пришлось признать этот новый вид транспорта.

К концу минувшего столетия велосипед в России становится популярным транспортным средством. Устанавливаются специальные правила движения на велосипедах. В Большой энциклопедии, которая вышла в свет в 1901 г. в Петербурге, говорилось: «Велосипед стал одним из основных средств передвижения и за несколько десятилетий покорил весь цивилизованный мир.» Когда появились «бициклы» отличной конструкции, езда на велосипеде распространилась и стала популярной во всех слоях общества». В разных городах страны стали издаваться специальные велосипедные журналы, такие, как «Велосипедист», «Циклист», «Велосипед», «Самокат». Хотя стоимость велосипеда оставалась очень высокой и достигала 250 руб., он становится распространенным. В 1902 г. один из журналов писал: «…двухколесный велосипед внес в прогресс человеческого передвижения вклад, который ничуть не меньше, чем паровой двигатель; он позволил человеку при помощи только его ног достигнуть такой быстроты и легкости передвижения, о которой нельзя было и мечтать при таких маленьких затратах энергии. Велосипед возбудил много толков, привлек к себе весь культурный мир, распространился по всем закоулкам земного шара; сторонники бицикла назвали его «стальным конем» и торжественно заявили, что ему суждено вытеснить лошадь».

«ЗИГЗАГИ» ИСТОРИИ

Каких только велосипедов не было придумано, сконструировано, продемонстрировано за 200 лет: больших и маленьких, летающих и плавающих, для спорта, туризма и обычных поездок.

Некоторым не нравилось крутить педали. Пожалуйста! Появились трициклы с ручным приводом. Пытались даже совместить полезное с приятным — был сооружен экипаж, у которого на месте сиденья были устроены качели. Два пассажира, раскачиваясь на качелях, могли приводить в движение колеса. Конечно, массивное сооружение с расположенным высоко над землей центром тяжести оказалось очень опасным и склонным к опрокидыванию. В другой конструкции было предложено накапливать энергию на спусках с горок за счет маховика и пускать ее в ход на подъемах.

А почему нужно крутить педали в одном направлении, ведь устает одна группа мышц? Так было предложено устройство, которое меняло направление вращения педалей.

А по числу седоков? Кроме одноместных, появились тандемы, триплеты, квадруплеты, квинтуплеты и даже нониплеты (на 9 человек).

А не сделать ли велосипед двухэтажным? Англичанин по фамилии Кларк взял и сделал, утверждая, что на такой конструкции можно не только смело ездить по лужам, но и легче (при такой-то высоте!) находить нужный маршрут.

Из сообщений последних лет известно, что самый, наверное, маленький велосипед высотойвсего 9 см имеет длину 14 см. Его использовал в своих выступлениях на манеже цирка клоун из Швейцарии Раин Фришкнехт. Ну а самый большой? Вероятно, это велосипед, однажды продемонстрированный на карнавале в одном из городов Кубы Феликсом Районом. Он проехал на велосипеде-гиганте высотой 2,38 м и длиной 4,5 м.

Велосипеды умеют ездить не только по дороге. Педали, руль, седло — все эти обычные атрибуты велосипеда, приводимого в движение только мускульной силой человека, имеются у конструкций, которые… летают и плавают,- у вело-планера и велоамфибии. Расстояния, которые они позволяют преодолевать, сегодня составляют десятки километров.

Велосипед нового поколения
Считается, что так выглядел первый велосипед

Добавить комментарий