Новиков Лев Дмитриевич

Новиков Лев Дмитриевич

Л.Д. Новиков родился 4 февраля 1928 года в г. Карачев (Брянская обл.). В 1954 году окончил Бежицкий институт транспортного машиностроения. С 1954 года работал на Калининском вагоностроительном заводе: мастер рамно-кузовного цеха, инженер-конструктор Отдела главного конструктора, руководитель группы СКБ, заместитель Главного конструктора СКБ, Главный конструктор-начальник СКБ. С 1966 г. работал начальником – Главным конструктором Особого конструкторского бюро Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР, преобразованного позднее в ЦКБ транспортного машиностроения (ЦКБ ТМ). С 2005 года – заместитель директора – Главного конструктора ЦКБ ТМ. Под его руководством были созданы около тысячи различных моделей специальных железнодорожных агрегатов космических и ракетных стартовых комплексов. Среди них: автоматизированные изотермичексие секции, спецвагоны для перевозки ракет и космических кораблей, транспортеры для перевозки негабаритных грузов и многое другое.

За трудовые успехи был награжден орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета» и другими наградами.

14 июня 2015 года Лев Дмитриевич Новиков скончался.

© Журнал «Новости космонавтики»

Без Льва Новикова невозможно представить эпоху великих научных свершений. Не стало выдающегося ученого, внесшего заметный вклад в космическую отрасль и много сделавшего для обороноспособности нашей страны. Практически вся его деятельность была связана с Центральным конструкторским бюро транспортного машиностроения, которое на протяжении почти 60 лет находилось в Твери. Здесь Лев Дмитриевич 43 года занимал должности директора и генерального конструктора и за это время был удостоен таких престижных наград, как Государственная и Ленинская премии. 

К 80-летию ученого мне довелось снимать о нем фильм. Честно говоря, его рассказов о Байконуре, о конструкторах космических ракет, о великом Сергее Королеве, о создании боевого железнодорожного ракетного комплекса хватило бы на целый сериал. Это был интереснейший человек, который оставил яркий след и в истории нашего города, и в истории Отечества.

А началось все с сеялки

Лев Новиков родился в небольшом городке Карачеве Брянской области. В 1954 году он с отличием окончил Бежецкий институт транспортного машиностроения и получил распределение в Калинин на вагоностроительный завод. Со столицей нашей области будет связана вся его дальнейшая жизнь.

Железнодорожный транспорт в послевоенную пору развивался стремительно. Нужны были новые вагоны самого разного назначения. Одним словом, требовались и знания, и фантазия. Молодому конструктору, когда он только начал работать на заводе, даже пришлось несколько поменять свой профиль и заняться изготовлением сельскохозяйственной техники. В стране наступила эпоха кукурузы, и без помощи вагоностроителей обойтись никак не могли. Так что Лев Новиков взялся за изобретение кукурузной сеялки.

Но, конечно, главной задачей оставалась разработка пассажирских вагонов. Раньше в Калинине выпускали только плацкартные, а теперь пришло время новой модели – с поворотными креслами. Это был первый подобный межобластной вагон. Естественно, проект вызвал большой интерес. И скоро кадры всесоюзной кинохроники с участием Льва Новикова, демонстрировавшего детище предприятия, обошли все кинотеатры страны. Вряд ли ученый предполагал, что не за горами день, когда к его работе журналистов близко не подпустят.

Вверх по шпалам

1 мая 1956 года на Калининском вагоностроительном заводе появилось Специальное конструкторское бюро, которое возглавил Андрей Чернышев. В апреле 1962-го ему на смену пришел Лев Новиков. Какие же задачи решали здесь? Наша страна начинала осваивать космос. Для доставки ракет на полигоны и космодромы требовалась специальная железнодорожная техника. И в запуске кораблей, и в успехах Сергея Королева, и в том, что человек впервые полетел в космос, есть немалая заслуга калининского ученого и тех, кто работал под его началом.

Сколько было бессонных ночей на Байконуре, сколько ярких, порой неожиданных решений… И все-таки больше всего Льву Дмитриевичу запомнился первый пуск ракеты Р-7 в 1957 году – настоящий прорыв в космос. И во время подготовки к старту Юрия Гагарина наши конструкторы сделали немало. Они разработали платформу-установщик для «Востока», вагоны для перевозки ракет и вагоны кислорододобывающего поезда. С каждым годом создавалась новая техника, и ее транспортировка ставила все более сложные задачи.

Американцам не по плечу

В 1966-м бюро преобразовали в особое Конструкторское бюро Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения, а затем – в Центральное конструкторское бюро транспортного машиностроения. Только здесь разрабатывались железнодорожные агрегаты для ракетных и космических комплексов. К концу 1970-х над ними трудились более 700 человек. В 1982 году коллектив наградили орденом Трудового Красного Знамени, а генеральный конструктор Лев Новиков получил Государственную премию. К этому времени ему уже не раз приходилось работать над темами, жизненно важными для обороноспособности страны. И в первую очередь нужно вспомнить о создании боевого железнодорожного ракетного комплекса.

Как говорил сам Лев Дмитриевич, это один из тех проектов, которыми он по праву гордится. Да и как не гордиться, если в США инженеры и конструкторы, сколько ни бились, решить эту задачу не смогли. А наши соотечественники с ней справились. И далеко не последнее место среди них занимал Лев Новиков.

Неудивительно, что, как только в СССР началась перестройка, американцы выделили огромные деньги для ликвидации этих поездов и только после этого смогли спать спокойно. Сейчас нужно снова возродить их, они необходимы для обороноспособности России.

Боевой железнодорожный ракетный комплекс, или, как его сокращенно называют, БЖРК, был оснащен межконтинентальными баллистическими ракетами, которые можно отправить в цель из любой точки, где есть железнодорожные пути. Отследить это практически невозможно.

Рассекреченный гений

За создание комплекса Лев Новиков в 1991 году получил Ленинскую премию, последнюю в истории Советского Союза. Вскоре первый и единственный президент СССР Михаил Горбачев ушел в отставку, а сама страна исчезла с карты мира.

В начале 1990-х, когда Россия и США стали раскрывать друг перед другом некоторые секреты, конструкторы двух держав, работавшие над закрытыми темами, наконец-то смогли познакомиться. Лев Дмитриевич, который до этого был практически невыездным, дважды посетил Соединенные Штаты. Как только он вошел в зал, где сидели американские ученые, раздались аплодисменты.

В музее Центрального конструкторского бюро транспортного машиностроения на стене висят фотографии тех, с кем связаны наибольшие успехи отечественного ракетостроения. Практически со всеми Льва Дмитриевича связывали и деловые, и товарищеские отношения: Королев, Бармин, Янгель, Уткин…

Под руководством Новикова было создано около 1000 различных типов агрегатов для стартовых ракетных комплексов. В 2005 году он оставил пост руководителя Центрального конструкторского бюро транспортного машиностроения, однако дома не усидел. Стал советником генерального директора и генерального конструктора Александра Василенко, пришедшего ему на смену. Практически до последних дней ученый оставался предан делу, которым занимался всю жизнь. Он прекрасно понимал, что наука не стоит на месте и всегда есть к чему стремиться.

Андрей УЛЬЯНОВ

Добавить комментарий